Методические рекомендации



Рыночные отношения кардинально изменили характер и цели труда: он стал более интенсивным и напряженным. К специалистам в разных сферах деятельности сегодня предъявляются высокие требования: они должны быть компетентными, выносливыми и ответственными.
В связи с этим огромное внимание сегодня необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы в школе:

  1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  2. Выработка у учащихся сознательного отношения к труду.
  3. Профессиональное самоопределение школьников в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы в школе:

  1. Получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.
  2. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в образовательном процессе.
  3. Дополнительная поддержка некоторых групп учащихся, у которых легко спрогнозировать сложности жизнеустройства.
  4. Выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района, региона.

Профориентация  включает в себя:
- просвещение,
- воспитание,
- изучение психофизиологических особенностей учащихся,
- проведение психодиагностики,
- организацию факультативных курсов и занятий по психологии.




С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:



1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.


5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные  планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел "Профориентация".

Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. 

Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также должны оказывать педагоги социальные, педагоги-психологи,  учителя-предметники; тесные контакты учреждений общего среднего образования с предприятиями, учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, центрами территориального обслуживания населения.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся среднего и старшего звена, которую проводят педагоги-психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педагогического коллектива 
по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе. Его функции:


Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: 
  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность учащихся;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы.
Учителя-предметники:
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь: 
  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Педагог социальный:
  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог:
  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, педагогу-психологу и педагогу социальному в анализе деятельности учащихся.

Работа с учащимися:
  1. Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры.
  2. Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  3. Анкетирование
  4. Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия).
  5. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
  1. Проведение родительских собраний, (общешк., классн.).
  2. Лектории для родителей.
  3. Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников.
  4. Анкетирование родителей учащихся.
  5. Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами.
  6. Привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций.
  7. Помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях.
  8. Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
  9. Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
  10. Создание попечительского совета, включающего работников учреждения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
По материалам сайта https://festival.1september.ru/articles/412720/

Комментариев нет:

Отправить комментарий